6 важных сигналов, что у ребёнка нет базовых навыков общения

и простые упражнения, которые помогут ему заговорить

Чтобы ребёнок заговорил, у него должны быть развиты 6 базовых навыков общения.

Ниже разбираем подробно каждый навык в формате:

  • Сигнал для вас, что с навыком есть проблема,
  • Почему навык важен для запуска речи,
  • Что делать сейчас, чтобы его развивать.

1

РЕБЁНОК НЕ СМОТРИТ ВАМ В ГЛАЗА

Взгляд в глаза – это одна из ключевых предпосылок общения и развития речи.

Он формируется с первых месяцев жизни.

Почему он так важен?

Мама рассказывает:
“Когда я с ним разговариваю – он не смотрит, глаза скользят мимо. Я чувствую, что он где-то рядом, но как будто не со мной...”
А потом добавляет:
“Он и говорить не начинает. Ни слова. Только звуки и беготня.”
Что здесь происходит?

Если ребенок не удерживает взгляд – это не просто особенность темперамента или “он не любит смотреть”.

Это сигнал о трудности в контакте и взаимодействии.

А значит – в самом фундаменте речевого развития.

Что говорит наука?
Речевое развитие начинается задолго до слов – с настройки на взрослого.

В норме младенец уже в 2-3 месяца:
  • отзывается на взгляд
  • удерживает его
  • ищет глазами лицо мамы.

Это называется социальным взглядом – и он критически важен.

Почему?

Потому что именно через взгляд:
  • идет настройка на эмоции и интонацию
  • формируется совместное внимание (основа указательного жеста и понимания речи)
  • ребенок учится читать мимику, понимать реакции, предсказывать поведение другого человека – а это фундамент общения.

Нейробиологи доказали: устойчивый взгляд активизирует зоны мозга, отвечающие за обработку речи, внимание и социальное мышление.

Без этого речь просто не запускается.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Замедлитесь
    Говорите медленно, мягко, глядя в глаза.
    Ждите ответа, пауза – важна.
  • Сядьте на уровень глаз
    Чтобы не “давить сверху”, а встретиться. Это дает безопасность и доверие.
  • Играйте во “взглядовые” игры
    “Ку-ку”, “Угадай, кто пришёл”, прятки с глазами, кормление игрушек с выразительными эмоциями.
  • Ищите моменты радости в контакте
    Общение = удовольствие. Без него взгляд не удерживается.

Этот навык, как и остальные, тренируются в каждом занятии моей программы. Вы сами не заметите, как в процессе игры будете его развивать.


🎁🎁🎁

И я хочу сделать вам подарок.


После 6-го навыка вы найдёте бесплатное упражнение на развитие взгляда в глаза – с подробной инструкцией и иллюстрациями для распечатки.


И сможете его повторить


Читайте дальше

👇👇👇


2

РЕБЁНОК НЕ ПЫТАЕТСЯ ВАМ ПОДРАЖАТЬ

Без подражания невозможно научиться говорить.

Вот типичная ситуация.

Со слов одной из мам:
"Она не повторяет за мной ничего, ни слов, ни жестов, смотрит пустыми глазами и уходит. Собачку изображаю, ав-ав – у неё в глазах недоумение. Начинаю сама себе казаться дурочкой”
Что здесь происходит?

Речь – это и есть повторение: сначала движений губ, звуков, потом слов и фраз.

Неудивительно, что ребенок не говорит. Он просто не умеет учиться речи.

Что говорит наука?
Когда ребенок подражает, в его мозгу активируются “зеркальные нейроны” – зоны, отвечающие за понимание, обучение и развитие речи.

С 6 месяцев малыш уже:
  • повторяет мимику мамы
  • улыбается в ответ
  • тянется к тому, что делает взрослый.

Если этот механизм не работает – ребенок как бы “не встраивается” в человеческую среду.

Он живет рядом, но не с нами.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПОДРАЖАТЬ,
ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Начните с простого
    Хлопайте, стучите, дуйте. Не ждите речи – учите сначала повторять движения, и только потом звуки.
  • Преувеличивайте эмоции и мимику
    Будьте выразительными: улыбка, удивление, радость. Это вовлекает ребёнка.
  • Повторяйте сами за ребенком
    Он кинул игрушку – сделайте то же самое. Это делает подражание взаимным и веселым.
  • Создавайте короткие ритуалы
    Например, каждое утро: “Доброе утро!” – и машем рукой. Постепенно малыш начнет участвовать.
  • Хвалите за любое приближение к повторению
    Даже если это просто взгляд или движение – это уже значимый шаг.

3

РЕБЁНОК НЕ СЛЫШИТ, КОГДА ВЫ К НЕМУ ОБРАЩАЕТЕСЬ

Умение различать звуки – это не просто слух, а путь к речи.

Вот жалоба одного папы:
“Я зову её по имени – она не реагирует. Но на мультики или шорох пакета от конфет – сразу бежит! Проверяли слух – все в норме. Но на речь – как будто глухая”
Встречались с таким поведением?

Так что же происходит на самом деле?

Ребенок слышит, но не различает и не выделяет именно звуки речи.

Он слышит всё сразу: холодильник, птичек за окном, машинку и голос мамы – как единый шум, какофонию.

А это значит – речь для него не выделена как значимая.

Он не понимает, что звуки речи важны, информативны.

Что говорит наука?
В науке это называется фонематический слух – способность замечать, различать, узнавать речевые звуки среди других.

Именно он позволяет:
  • отличать “ма-ма” от “би-би”
  • понимать, что речь – это последовательность звуков
  • начать повторять эти звуки

Без развитого фонематического слуха невозможно запомнить слово, воспроизвести его или понять обращенную речь.

Даже у слышащего ребенка может быть “функциональная глухота” к речи.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАЗЛИЧАТЬ ВАШ ГОЛОС, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Говорите медленно и четко, с паузами
    Так ребёнку будет проще ощутить, что это какой-то особенный звук, а не очередной шум.
  • Проигрывайте, пропевайте звуки
    Протяжно, весело, с интонацией, в игре: “А-а-а”, “Бу-бу-бу”. Нужно как можно сильнее отделить ваш голос от общего фона.
  • Играйте в “откуда звук?”
    Шуршите, звените, хлопайте: пусть ребенок ищет глазами – откуда? Чей звук?
  • Повторяйте звуки, которые ребёнок произносит
    Это показывает ему: твой звук – важный! Ребенок начнёт прислушиваться к себе и к вам.
  • Слушайте вместе звуки окружающего мира
    Птицы, машины, собака, звон ложки. Называйте их, показывайте, повторяйте.

Без развитого фонематического слуха речь не запоминается, не рождается, не развивается.


В моей программе есть десятки упражнений на развитие этого и других навыков.


О том, как устроена программа, я расскажу после 6-го навыка.


Читайте дальше

👇👇👇


4

РЕБЁНОК ВСЕ ДЕЛАЕТ ПО-СВОЕМУ, ИГНОРИРУЕТ ВАС

Это история не про плохой характер.

Это про то, что взрослые не понимают, как взаимодействовать с малышом.

Часто я слышу от родителей:
"Я прошу – он убегает. Зову – не откликается. Играю – хватает игрушку и делает по-своему. Вроде бы я рядом, а он сам по себе”
Что происходит в этой ситуации?

Ребенок
  • не принимает взрослого как “ведущего”,
  • не настраивается на общение,
  • не учится следовать за вами.

Но эти навыки – одни из самых важных для запуска речи и развития мышления.

Ребенок не может развиваться сам по себе, без взрослого, который направляет, показывает, называет, регулирует.

Что говорит наука?
В науке есть понятие “зона ближайшего развития” – пространство, где взрослый чуть-чуть опережает ребёнка, ведёт его, помогает, пока тот не сможет сам.

Речь - это социальный навык.

Она не рождается изнутри.

Она появляется, когда ребёнок учится ориентироваться на другого человека: ждать, смотреть, повторять, идти за ним.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРИНИМАТЬ ВАШУ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Будьте понятны и предсказуемы
    Не хаос, а спокойная последовательность: “Сначала – помыли руки. Потом – за стол”
  • Создавайте ситуации, где вы – помощник и ориентир
    Начинаем с занятий, в которых малыш заинтересован. Проговариваем правила и своим примером показываем, что делать.
  • Говорите четко, коротко и с паузой
    Чтобы ребенок успевал понять, что именно вы от него хотите.
  • Называйте свои действия и сопровождайте их жестами
    Малышу проще ориентироваться, когда он видит и слышит одновременно: ”Я беру кубик. Смотри!”
  • Радуйтесь, когда он следует за вами
    Даже если он просто повернулся в вашу сторону – это уже сигнал: “Я с тобой”.

5

РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ПАЛЬЦЕМ

Указательный жест важнее, чем кажется – и без него речь не появляется.

На самом деле это первая форма осознанного общения.

Если ребёнок не может этого, он не сможет выражать желания более сложным способом – словами.

Вот типичная история со слов одной мамы:
“Она знает, чего хочет – подводит меня к шкафу, кладет мою руку на ручку дверцы. Или капризничает, если не понимаю. Но не показывает пальчиком, чтобы попросить. Ждёт, что я всё пойму сама”
Что здесь происходит?

Если ребенок не использует указательный жест, не показывает пальцем "вот это!", не делится впечатлением – это критический сигнал для речевого развития.

Пока он не научится показывать, он не станет говорить.

Что говорят учёные?
Ученые давно определили указательный жест как ключевой предвестник речи.

В норме он появляется в 9-12 месяцев и означает, что ребенок
  • осознает свои желания
  • обращается к другому
  • участвует в совместном внимании: “мы оба смотрим на одно и то же”.

Без совместного внимания не развивается и понимание речи.

Если ребенок не показывает пальцем, ему трудно понять, зачем нужны слова – ведь он пока не умеет просить и объяснять.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПОКАЗЫВАТЬ ПАЛЬЦЕМ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Показывайте сами, преувеличенно и с радостью
    Так вы подаёте ребёнку пример. Важно делать это на уровне глаз ребёнка и следить за его взглядом. Он должен видеть ваш жест и то, на что вы показываете.
  • Провоцируйте на просьбу
    Кладите желаемое чуть выше или дальше. Ждите, не торопитесь – пусть попробует указать или хотя бы посмотреть на предмет, а потом на вас.
  • Играйте в “где это?”
    Показывайте игрушки или картинки и спрашивайте: ”Где мячик? Где машинка?”. Чтобы вызвать желание указать пальцем на объект.
  • Превратите показ в ритуал
    Одеваемся и спрашиваем: ”Где ботинки?”. Ребёнок в этой ситуации хочет гулять и скорее начнет участвовать. В такие моменты часто случаются прозрения.

Отсутствие указательного жеста у малыша – не мелочь и не “перерастёт“.


Этот жест – одна из основ общения: “Я хочу, я делюсь, я обращаюсь к тебе”.


Без него ребенок остается в своем мире – и до него очень трудно достучаться.


В моей программе упражнения сопровождаются настолько подробными инструкциями, что повторить смогут и папа, и бабушка, и дедушка.


Даже если они раньше не занимались с малышом.


Читайте дальше

👇👇👇


6

РЕБЁНОК НЕ ТЯНЕТСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ

Для развития речи в раннем возрасте желание общаться критически важно.

Вот цитата одной из мам:
“Он не ищет моего взгляда. Не зовет меня. Может часами играть с машинкой или смотреть мультик – и мне кажется, ему лучше без меня…”
Что здесь происходит?

Ребенку не интересны реакции близкого взрослого, совместные игры – и он не получает мотивации для речи.

Потому что речь – это не просто функция, это инструмент связи.

Она появляется только там, где хочется быть с другим.

Что говорит наука?
Психологи называют это социальной мотивацией к общению.

Когда малыш смотрит в глаза, улыбается, тянется к маме, слушает её голос, в мозгу вырабатываются дофамин и окситоцин – гормоны радости, привязанности и желания повторять это снова.

Если ребенок не получает положительного опыта в общении, он не понимает, зачем вообще говорить.

Речь не появляется из-за “нормы по возрасту”.

Она появляется, когда мне хочется быть с тобой, и я хочу, чтобы ты меня понял.
ЧТОБЫ РЕБЁНОК ТЯНУЛСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Настраивайтесь на интерес ребенка
    Играйте в то, что он любит.
  • В игре покажите, что вы на одном уровне
    Не требующий взрослый, а интересный и веселый друг.
  • Ребенок должен чувствовать себя безопасно с вами
    Уберите раздражение, если можете. Ваш настрой – это его настрой.
  • Играйте в смешные игры
    Прятки, качание на коленях, “летим как самолетик” – всё, где есть смех, контакт, повторение.
  • Станьте “живой игрушкой”
    Меняйте голос, выражение лица, удивляйтесь. Это вовлекает даже тех, кто обычно “в себе”.
  • Делитесь эмоциями
    Радуйтесь вместе, огорчайтесь, удивляйтесь – это создает общий мир. Когда вы вместе проживаете чувства – появляется первый мостик к речи. Теплый эмоциональный контакт – это не дополнение, а основа всех речевых программ.

Итак, работа с базовыми навыками – это и есть методика по запуску речи.


Вы можете воспользоваться этими советами и начать заниматься самостоятельно.


Но если вы устали собирать воедино разрозненную информацию и хотите заниматься по готовому и чёткому плану, у меня есть для вас полноценная программа.


Как и обещала, дальше вы найдёте бесплатное упражнение из моей программы – сможете повторить его и поймёте, как всё работает.


Нажимайте на кнопку и забирайте бесплатное упражнение

👇👇👇

Made on
Tilda