Пошаговая программа запуска речи
вашему ребёнку

Итак, занимаясь по 6 направлениям, которых мы коснулись на первой странице,

  • вы научитесь самостоятельно привлекать малыша к нужным активностям.
  • ребенок будет вовлечен в контакт, захочет общаться, слушать, реагировать.
  • постепенно, шаг за шагом, из радости, интереса и связи с вами будет рождаться речь малыша.
  • вы станете его якорем и навигатором, а не просто фоном для комфортной жизни.

Это было проверено на сотнях моих малышей.

И вот ещё одна история:
Надежда, мама Влада, 3 г 9 мес:
"Сын совсем не говорил, не играл с другими детьми, мы не понимали, как его развивать, он отказывался с нами играть и заниматься. Невролог ставил задержку психического и речевого развития. Но он очень боялся незнакомых людей, не хотел идти на контакт с педагогами, перед занятиями вцеплялся в меня мертвой хваткой и горько плакал. Ситуация была тупиковая.

Выход был один – попробовать научиться работать с ним самой.

После того, как я начала заниматься по программе, Влад стал с удовольствием играть со мной, было видно, что он ждет наших занятий.

Через два месяца он уже играл в игры по правилам, стал спокойнее, появились первые слова и – самое главное! – я поняла, как его можно заинтересовать!"

6 базовых навыков для запуска речи и что делать, если у ребёнка их нет

1. Ребёнок не смотрит вам в глаза

Взгляд в глаза – это одна из ключевых предпосылок общения и развития речи.

Он формируется с первых месяцев жизни.

Почему он так важен?

Мама рассказывает:
“Когда я с ним разговариваю – он не смотрит, глаза скользят мимо. Я чувствую, что он где-то рядом, но как будто не со мной...”
А потом добавляет:
“Он и говорить не начинает. Ни слова. Только звуки и беготня.”
Что здесь происходит?

Если ребенок не удерживает взгляд – это не просто особенность темперамента или “он не любит смотреть”.

Это сигнал о трудности в контакте и взаимодействии.

А значит – в самом фундаменте речевого развития.

Что говорит наука?
Речевое развитие начинается задолго до слов – с настройки на взрослого.

В норме младенец уже в 2-3 месяца:
  • отзывается на взгляд
  • удерживает его
  • ищет глазами лицо мамы.

Это называется социальным взглядом – и он критически важен.

Почему?

Потому что именно через взгляд:
  • идет настройка на эмоции и интонацию
  • формируется совместное внимание (основа указательного жеста и понимания речи)
  • ребенок учится читать мимику, понимать реакции, предсказывать поведение другого человека – а это фундамент общения.

Нейробиологи доказали: устойчивый взгляд активизирует зоны мозга, отвечающие за обработку речи, внимание и социальное мышление.

Без этого – речь просто не запускается.
Чтобы научить ребёнка смотреть в глаза,
делайте это:
  • Замедлитесь
    Говорите медленно, мягко, глядя в глаза.
    Ждите ответа, пауза – важна.
  • Сядьте на уровень глаз
    Чтобы не “давить сверху”, а встретиться. Это дает безопасность и доверие.
  • Играйте во “взглядовые” игры
    “Ку-ку”, “Угадай, кто пришёл”, прятки с глазами, кормление игрушек с выразительными эмоциями.
  • Ищите моменты радости в контакте
    Общение = удовольствие. Без него взгляд не удерживается.

2. Ребёнок не пытается вам подражать

Без подражания невозможно научиться говорить.

Вот типичная ситуация.

Со слов одной из мам:
"Она не повторяет за мной ничего, ни слов, ни жестов, смотрит пустыми глазами и уходит. Собачку изображаю, ав-ав – у неё в глазах недоумение. Начинаю сама себе казаться дурочкой”
Что здесь происходит?

Речь – это и есть повторение: сначала движений губ, звуков, потом слов и фраз.

Неудивительно, что ребенок не говорит. Он просто не умеет учиться речи.

Что говорит наука?
Когда ребенок подражает, в его мозгу активируются “зеркальные нейроны” – зоны, отвечающие за понимание, обучение и развитие речи.

С 6 месяцев малыш уже:
  • повторяет мимику мамы
  • улыбается в ответ
  • тянется к тому, что делает взрослый.

Если этот механизм не работает – ребенок как бы “не встраивается” в человеческую среду.

Он живет рядом, но не с нами.
Чтобы научить ребёнка подражать,
делайте это:
  • Начните с простого
    Хлопайте, стучите, дуйте. Не ждите речи – учите сначала повторять движения, и только потом звуки.
  • Преувеличивайте эмоции и мимику
    Будьте выразительными:  улыбка, удивление, радость. Это вовлекает ребёнка.
  • Повторяйте сами за ребенком
    Он кинул игрушку – сделайте то же самое. Это делает подражание взаимным и веселым.
  • Создавайте короткие ритуалы
    Например, каждое утро: “Доброе утро!” – и машем рукой. Постепенно малыш начнет участвовать.
  • Хвалите за любое приближение к повторению
    Даже если это просто взгляд или движение – это уже значимый шаг.

3. Ребёнок не слышит, когда вы к нему обращаетесь

Умение различать звуки – это не просто слух, а путь к речи.

Вот жалоба одного папы:
“Я зову её по имени – она не реагирует. Но на мультики или шорох пакета от конфет – сразу бежит! Проверяли слух – все в норме. Но на речь – как будто глухая”
Встречались с таким поведением?

Так что же происходит на самом деле?

Ребенок слышит, но не различает и не выделяет именно звуки речи.

Он слышит всё сразу: холодильник, птичек за окном, машинку и голос мамы – как единый шум, какофонию.

А это значит – речь для него не выделена как значимая.

Он не понимает, что звуки речи важны, информативны.

Что говорит наука?
В науке это называется фонематический слух – способность замечать, различать, узнавать речевые звуки среди других.

Именно он позволяет:
  • отличать “ма-ма” от “би-би”
  • понимать, что речь – это последовательность звуков
  • начать повторять эти звуки

Без развитого фонематического слуха невозможно запомнить слово, воспроизвести его или понять обращенную речь.

Даже у слышащего ребенка может быть “функциональная глухота” к речи.
Чтобы научить ребёнка различать ваш голос,
делайте это:
  • Говорите медленно и четко, с паузами
    Так ребёнку будет проще ощутить, что это какой-то особенный звук, а не очередной шум.
  • Проигрывайте, пропевайте звуки
    Протяжно, весело, с интонацией, в игре: “А-а-а”, “Бу-бу-бу”. Нужно как можно сильнее отделить ваш голос от общего фона.
  • Играйте в “откуда звук?”
    Шуршите, звените, хлопайте: пусть ребенок ищет глазами – откуда? Чей звук?
  • Повторяйте звуки, которые ребёнок произносит
    Это показывает ему: твой звук – важный! Ребенок начнёт прислушиваться к себе и к вам.
  • Слушайте вместе звуки окружающего мира
    Птицы, машины, собака, звон ложки. Называйте их, показывайте, повторяйте.
Без развитого фонематического слуха речь не запоминается, не рождается, не развивается.
Нужна адаптированная для вашего ребёнка программа занятий?
Напишите мне

4. Ребёнок всё делает по своему, игнорирует вас

Это история не про плохой характер.

Это про то, что взрослые не понимают, как взаимодействовать с малышом.

Часто я слышу от родителей:
"Я прошу – он убегает. Зову – не откликается. Играю – хватает игрушку и делает по-своему. Вроде бы я рядом, а он сам по себе”
Что происходит в этой ситуации?

Ребенок
  • не принимает взрослого как “ведущего”,
  • не настраивается на общение,
  • не учится следовать за вами.

Но эти навыки – одни из самых важных для запуска речи и развития мышления.

Ребенок не может развиваться сам по себе, без взрослого, который направляет, показывает, называет, регулирует.

Что говорит наука?
В науке есть понятие “зона ближайшего развития” – пространство, где взрослый чуть-чуть опережает ребёнка, ведёт его, помогает, пока тот не сможет сам.

Речь - это социальный навык.

Она не рождается изнутри.

Она появляется, когда ребёнок учится ориентироваться на другого человека: ждать, смотреть, повторять, идти за ним.
Чтобы научить ребёнка
принимать вашу ведущую роль,
делайте это:
  • Будьте понятны и предсказуемы
    Не хаос, а спокойная последовательность: “Сначала – помыли руки. Потом – за стол”
  • Создавайте ситуации, где вы – помощник и ориентир
    Начинаем с занятий, в которых малыш заинтересован. Проговариваем правила и своим примером показываем, что делать.
  • Говорите четко, коротко и с паузой
    Чтобы ребенок успевал понять, что именно вы от него хотите.
  • Называйте свои действия и сопровождайте их жестами
    Малышу проще ориентироваться, когда он видит и слышит одновременно.”Я беру кубик. Смотри!”
  • Радуйтесь, когда он следует за вами
    Даже если он просто повернулся в вашу сторону – это уже сигнал: “Я с тобой”.

5. Ребёнок не умеет показывать пальцем

Указательный жест важнее, чем кажется – и без него речь не появляется.

На самом деле это первая форма осознанного общения.

Если ребёнок не может этого, он не сможет выражать желания более сложным способом – словами.

Вот типичная история со слов одной мамы:
“Она знает, чего хочет – подводит меня к шкафу, кладет мою руку на ручку дверцы. Или капризничает, если не понимаю. Но не показывает пальчиком, чтобы попросить. Ждёт, что я всё пойму сама”
Что здесь происходит?

Если ребенок не использует указательный жест, не показывает пальцем "вот это!", не делится впечатлением – это критический сигнал для речевого развития.

Пока он не научится показывать, он не станет говорить.

Что говорят учёные?
Ученые давно определили указательный жест как ключевой предвестник речи.

В норме он появляется в 9-12 месяцев и означает, что ребенок
  • осознает свои желания
  • обращается к другому
  • участвует в совместном внимании: “мы оба смотрим на одно и то же”.

Без совместного внимания не развивается и понимание речи.

Если ребенок не показывает, ему трудно понять, зачем нужны слова – ведь он пока не умеет просить и объяснять.

Указательный жест – это ступенька на пути к речи, через которую просто нельзя перепрыгнуть.
Чтобы научить ребёнка показывать пальцем,
делайте это:
  • Показывайте сами, преувеличенно и с радостью
    Так вы подаёте ребёнку пример. Важно делать это на уровне глаз ребёнка и следить за его взглядом. Он должен видеть ваш жест и то, на что вы показываете.
  • Провоцируйте на просьбу
    Кладите желаемое чуть выше или дальше. Ждите, не торопитесь – пусть попробует указать или хотя бы посмотреть на предмет, а потом на вас.
  • Играйте в “что это?”
    Показывайте игрушки или картинки и спрашивайте: ”Где мячик? Где машинка?”. Чтобы вызвать желание указать пальцем на объект.
  • Превратите показ в ритуал
    Одеваемся и спрашиваем: ”Где ботинки?”. Ребёнок в этой ситуации хочет гулять и скорее начнет участвовать. В такие моменты часто случаются прозрения.
Указательный жест в развитии малыша – не мелочь и не “перерастёт”.

Это одна из основ общения: “Я хочу, я делюсь, я обращаюсь к тебе”.

Без него ребенок остается в своем мире – и до него очень трудно достучаться.

6. Ребёнок не тянется общаться с вами

Для развития речи в раннем возрасте желание общаться критически важно.

Вот цитата одной из мам неговорящего ребёнка:
“Он не ищет моего взгляда. Не зовет меня. Может часами играть с машинкой или смотреть мультик – и мне кажется, ему лучше без меня…”
Что здесь происходит?

Ребенку не интересны реакции близкого взрослого, совместные игры – и он не получает мотивации для речи.

Потому что речь – это не просто функция, это инструмент связи.

Она появляется только там, где хочется быть с другим.

Что говорит наука?
Психологи называют это социальной мотивацией к общению.

Когда малыш смотрит в глаза, улыбается, тянется к маме, слушает её голос, в мозгу вырабатываются дофамин и окситоцин – гормоны радости, привязанности и желания повторять это снова.

Если ребенок не получает положительного опыта в общении, он не понимает, зачем вообще говорить.

Речь не появляется из-за “нормы по возрасту”.

Она появляется, когда мне хочется быть с тобой, и я хочу, чтобы ты меня понял.
Чтобы ребёнок тянулся общаться с вами,
делайте это:
  • Настраивайтесь на интерес ребенка
    Играйте в то, что он любит.
  • В игре покажите, что вы на одном уровне
    Не требующий взрослый, а интересный и веселый друг.
  • Ребенок должен чувствовать себя безопасно с вами
    Уберите раздражение, если можете. Ваш настрой – это его настрой.
  • Играйте в смешные игры
    Прятки, качание на коленях, “летим как самолетик” – всё, где есть смех, контакт, повторение.
  • Станьте “живой игрушкой”
    Меняйте голос, выражение лица, удивляйтесь. Это вовлекает даже тех, кто обычно “в себе”.
  • Делитесь эмоциями
    Радуйтесь вместе, огорчайтесь, удивляйтесь – это создает общий мир.
Когда вы вместе проживаете чувства – появляется первый мостик к речи.

Теплый эмоциональный контакт – это не дополнение, а основа всех речевых программ.
Итак, работа с этими навыками – это и есть методика по запуску речи.

Начните заниматься с ребёнком прямо сейчас. Этот объём игр и упражнений соответствует 1/5 моей коррекционной программы. Но этого достаточно, чтобы сделать первые шаги и увидеть результаты.

Полная программа занятий
с вашим ребёнком

У вас есть 2 опции на выбор
Индивидуальная
программа занятий
  1. Онлайн-консультация с диагностикой – обсудим ваш случай, поставим цели, определим стратегию
  2. Файл программы из 24 авторских занятия по 45 минут; программа адаптирована под вашего ребёнка
  3. Методические рекомендации с подробными пояснениями – вы точно будете знать, как и что делать
  4. Можно повторять и чередовать задания в удобном ритме
  5. Доступ к видеоурокам в моём закрытом телеграм-канале
12000 ₽
Записаться на консультацию
Индивидуальное сопровождение
по программе
  1. Всё, что в “Индивидуальной программе”
  2. + 12 авторских занятий к программе
  3. 12 онлайн-встреч со мной (еженедельно) – разбираем ваши трудности и успехи
  4. Обратная связь по видеофрагментам занятий – я даю вам домашние задания и проверяю, всё ли идёт как надо
  5. Адаптация материалов под вашего ребёнка по ходу работы – в зависимости от динамики и скорости прогресса
  6. Поддержка в мессенджере 24/7 – отвечаю лично я и никто другой
90000 ₽ / сопровождение в течение 3 мес.
Записаться на консультацию

Я использую мультидисциплинарный подход

Он основан на исследованиях
в области развитии мозга и мышления
Работаю на пересечении дефектологии, логопедии, нейропсихологии и семейной психологии
Использую современные подходы: нейро-коррекцию, сенсорную интеграцию, метод Floortime и другие
Учитываю все факторы: познавательное и социально-коммуникативное развитие, развитие речи, сенсорные особенности, физическое здоровье

Помогите ребёнку заговорить и обретите уверенность за его будущее

Made on
Tilda