Ребёнок всё ещё молчит — даже после занятий со специалистами?

Вы пробовали всё: дефектологов, занятия дома, курсы. Но речи так и нет.

Знакомая ситуация для тысяч родителей.

👉 Правда в том, что речь не приходит сама по себе.
Сначала нужно убрать то, что ей мешает.

Что важно:
✅ Перестать ждать результата только от коррекционных центров.
✅ Понять, что именно тормозит речь.
✅ Постепенно убрать эти причины.

Начнём с центров. Что с ними не так?

В целом — всё нормально. Но есть одно «но»: вы не знаете, что там происходит и зачем.

Внешне вся работа выглядит как игры, веселая беготня и песенки. Вы смотрите на это и думаете: "И как это поможет ребёнку заговорить?".

Никто не объясняет вам, что именно стоит за этими «играми». При этом дефектолог иногда говорит, что есть «сдвиги», но вы не понимаете, в чём именно — ведь ребёнок всё ещё молчит.

В итоге вы не можете ни продолжить занятия дома, ни ускорить процесс. А время уходит. И остаётся только ждать, надеяться… и платить специалистам.

Обиднее всего, когда потом вы вдруг видите на форумах, что у кого-то в такой же ситуации ребёнок заговорил. И думаете: “Ну как так?”

Вот истории родителей, которые шли тем же путём:
Марина, мама Насти, 3 г. 10 мес.
«На занятиях дети пели и играли, а дочка бесцельно бегала по залу, толкалась и хватала за одежду других деток. Через три месяца нас вежливо попросили уйти, сказав: “Нужен индивидуальный подход, но у нас таких занятий нет". Я вышла из центра с комом в горле. Ведь мы старались, ходили... В голове была одна мысль: “И к кому теперь идти?”»
Татьяна, мама Оли, 4 года 2 мес.
«Мы сменили пять логопедов. Каждый начинал одинаково: “Оля, заходи, будем играть” — но дочка падала на пол в коридоре или в кабинете, закрывала уши и плакала, не давая себя трогать. Я смотрела на это и думала: “Я делаю всё правильно. Почему не работает? Что ещё я должна сделать?”. Родные повторяли: “Перерастёт”, но время уходило, и ничего не менялось, становилось все страшнее упустить ребёнка»
Игорь, папа Никиты, 4 г. 6 мес.
«Сын не понимал речи, не умел произнести ни одного звука, не участвовал в играх, не интересовался карандашами и пластилином. На занятиях просто сидел тихо в стороне и хныкал, если его пытались вовлечь в игру. Я видел, как другие дети бегают и играют, и сжимал кулаки от бессилия. Хотелось кричать: "Что они там делают?! Почему мой сын до сих пор молчит?!"»

Узнаёте себя?

ВОТ ПОЧЕМУ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ МОГУТ НЕ ДАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
  • Ребёнку трудно доверять незнакомому человеку
    Занятия в группе из десяти малышей не дают педагогу времени на тёплый личный контакт, а именно от этого контакта зависит желание малыша сотрудничать.

    Без доверия и дружбы слова не распускаются, как без солнца не раскрывается бутон.
  • Двух занятий в неделю недостаточно
    Дома никто не подпитывает новый навык: ребенок делает шаг на занятии – и за три дня до следующей встречи этот шаг растворяется.

    Вы снова платите за «эффект Золушки»: вечером есть прогресс, а утром вместо него – пустая тыква.
  • Специалистов много, ни у кого нет полной картины
    Логопед, дефектолог, психолог, АФК… Каждый старается, но работает только в своей области.

    В итоге у вас нет единой картины происходящего с ребенком, а значит – непонятно, как помочь малышу комплексно.
А ЧТО НАСЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ?
Они отлично работают. Более того, с такими детьми и нужно работать индивидуально.

Но зачастую такого специалиста просто нет рядом. Или занятия не дают результат.

И тогда родители ищут информацию в сети и пытаются заниматься с ребёнком без четкого плана и методики.

И, конечно, у них ничего не получается.

Почему так происходит?

  1. Родители не знают, что именно нужно делать. В сети слишком много разрозненной информации.
  2. Родители устают и отчаиваются, не увидев быстрого результата. К тому же неясно, когда вообще его стоит ждать.
  3. Малышу ещё слишком рано говорить. Родители пытаются учить ребёнка речи, когда он ещё не научился её слышать.

Поэтому,

если знать, что приводит к неудаче, и в корне изменить неправильный подход, речь обязательно появляется.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
К ЗАПУСКУ РЕЧИ РЕБЁНКУ?

Нужно сделать так, чтобы ребёнку было интересно и надо говорить.


А для этого он должен научиться 6 базовым навыкам общения:

  • Смотреть в глаза собеседнику
  • Подражать действиям взрослого
  • Отличать звук голоса от других звуков
  • Принимать руководящую и направляющую роль взрослого
  • Уметь пользоваться указательным жестом как способом коммуникации
  • Получать удовольствие от общения и стремиться к нему
Эти навыки — предвестники речи. Если с ними всё в порядке, то речь появляется сама собой.

И наоборот, если ребёнок не говорит в том возрасте, когда уже должен без умолку болтать, то почти наверняка у него будут проблемы с одним или несколькими навыками из этого списка.

И речь не запустится, пока эти проблемы не будут решены.
КТО Я И ПОЧЕМУ МОГУ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ?
Автор статьи
Илона Пахомова
Логопед-дефектолог, дошкольный психолог и методист дошкольного образования
В 1992 году я закончила Педагогический Университет им. Герцена в Санкт-Петербурге и более 20 лет работаю с особыми детьми.

Моя специализация — запуск речи. Через меня прошли 300+ малышей с нарушениями речевого и психического развития.

Я помогаю деткам начать говорить, когда до этого родители перепробовали всё, что им было доступно. Как в историях из начала этой страницы.

Всех таких детей объединяет одно: проблемы с базовыми навыками.
После работы над ними, за редкими исключениями, начинают говорить все.

Так что я сама много лет использую этот подход.

Алгоритм такой:
  1. определяем, какие базовые навыки не развиты
  2. развиваем их
  3. учим ребёнка звукам и артикуляции
  4. появляются первые слова.

Только в таком порядке.

Это системный подход. Находим недостающие ступеньки на пути к речи, через которые нельзя перепрыгнуть, и достраиваем их.

И радуемся первым словам.

Нужно только знать, как распознать проблемы с навыками, и как над ними работать. Об этом я расскажу дальше.

Ниже – история Алины (со слов её мамы). Они испытали мой подход много лет назад, когда я даже не думала, что буду рассказывать о нём вам сейчас.
"В 3 года 6 месяцев она ещё разговаривала на своем, “птичьем” языке, пряталась под столом, когда я пыталась с ней играть, не откликалась на просьбы и только очаровательно улыбалась, когда я к ней обращалась.

Я всё сильнее боялась, что время уходит. Вдруг потом научить её говорить вообще не получится?

И потом мне знакомые посоветовали обратиться к Илоне. Её так все и находили в то время — по сарафанному радио.

Она рассказала мне про свой подход с базовыми навыками и объяснила, как играть с ребёнком.

Я встраивала активности в быт и рутину, точно по инструкции.

Первые результаты я увидела уже через 2 месяца. Алина пыталась произносить звуки и начала понимать, что вообще я от неё хочу.

Появилась надежда, что всё получится.

Я готова была разрыдаться...

Я всего лишь играла в специальные игры несколько раз в день по 10 минут!

А спустя год Алина уже слушала, когда я читала ей книжку, отвечала на вопросы и могла рассказать, что ей нравится и чего она хочет.

Оказалось, надо было просто научиться с ней правильно играть!"
Сегодня Алине двенадцать, она играет в шахматы и сама читает брату сказки.

Хотите узнать про эти игры и упражнения?

Игры, которые позволяют:

  • развить у ребёнка 6 ключевых навыков и запустить речь, занимаясь всего 30-40 минут в день по понятной и простой схеме
  • научиться вовлекать малыша в контакт, игру и нужные активности
  • пробудить желание слушать, реагировать и говорить
  • справиться с поведенческими трудностями без очных специалистов
  • почувствовать спокойствие за ребёнка и уверенность за его будущее.

Я расскажу вам про них бесплатно прямо сейчас.

Ниже разбираем подробно все 6 базовых навыков в формате:

  • Сигнал для вас, что с навыком есть проблема,
  • Почему навык важен для запуска речи,
  • Игры и упражнения, которые можно делать уже сейчас, чтобы его развивать.

1

РЕБЁНОК НЕ СМОТРИТ ВАМ В ГЛАЗА

Взгляд в глаза – это одна из ключевых предпосылок общения и развития речи.

Он формируется с первых месяцев жизни.

Почему он так важен?

Мама рассказывает:
“Когда я с ним разговариваю – он не смотрит, глаза скользят мимо. Я чувствую, что он где-то рядом, но как будто не со мной...”
А потом добавляет:
“Он и говорить не начинает. Ни слова. Только звуки и беготня.”
Что здесь происходит?

Если ребенок не удерживает взгляд – это не просто особенность темперамента или “он не любит смотреть”.

Это сигнал о трудности в контакте и взаимодействии.

А значит – в самом фундаменте речевого развития.

Что говорит наука?
Речевое развитие начинается задолго до слов – с настройки на взрослого.

В норме младенец уже в 2-3 месяца:
  • отзывается на взгляд
  • удерживает его
  • ищет глазами лицо мамы.

Это называется социальным взглядом – и он критически важен.

Почему?

Потому что именно через взгляд:
  • идет настройка на эмоции и интонацию
  • формируется совместное внимание (основа указательного жеста и понимания речи)
  • ребенок учится читать мимику, понимать реакции, предсказывать поведение другого человека – а это фундамент общения.

Нейробиологи доказали: устойчивый взгляд активизирует зоны мозга, отвечающие за обработку речи, внимание и социальное мышление.

Без этого речь просто не запускается.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Замедлитесь
    Говорите медленно, мягко, глядя в глаза.
    Ждите ответа, пауза – важна.
  • Сядьте на уровень глаз
    Чтобы не “давить сверху”, а встретиться. Это дает безопасность и доверие.
  • Играйте во “взглядовые” игры
    “Ку-ку”, “Угадай, кто пришёл”, прятки с глазами, кормление игрушек с выразительными эмоциями.
  • Ищите моменты радости в контакте
    Общение = удовольствие. Без него взгляд не удерживается.

Этот навык, как и остальные, тренируются в каждом занятии моей программы запуска речи. Вы сами не заметите, как в процессе игры будете его развивать.


🎁🎁🎁

И я хочу сделать вам подарок.


После 6-го навыка вы найдёте бесплатное упражнение из программы на развитие взгляда в глаза – с подробной инструкцией и иллюстрацией для распечатки.


И сможете его повторить


Читайте дальше

👇👇👇


2

РЕБЁНОК НЕ ПЫТАЕТСЯ ВАМ ПОДРАЖАТЬ

Без подражания невозможно научиться говорить.

Вот типичная ситуация.

Со слов одной из мам:
"Она не повторяет за мной ничего, ни слов, ни жестов, смотрит пустыми глазами и уходит. Собачку изображаю, ав-ав – у неё в глазах недоумение. Начинаю сама себе казаться дурочкой”
Что здесь происходит?

Речь – это и есть повторение: сначала движений губ, звуков, потом слов и фраз.

Неудивительно, что ребенок не говорит. Он просто не умеет учиться речи.

Что говорит наука?
Когда ребенок подражает, в его мозгу активируются “зеркальные нейроны” – зоны, отвечающие за понимание, обучение и развитие речи.

С 6 месяцев малыш уже:
  • повторяет мимику мамы
  • улыбается в ответ
  • тянется к тому, что делает взрослый.

Если этот механизм не работает – ребенок как бы “не встраивается” в человеческую среду.

Он живет рядом, но не с нами.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПОДРАЖАТЬ,
ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Начните с простого
    Хлопайте, стучите, дуйте. Не ждите речи – учите сначала повторять движения, и только потом звуки.
  • Преувеличивайте эмоции и мимику
    Будьте выразительными: улыбка, удивление, радость. Это вовлекает ребёнка.
  • Повторяйте сами за ребенком
    Он кинул игрушку – сделайте то же самое. Это делает подражание взаимным и веселым.
  • Создавайте короткие ритуалы
    Например, каждое утро: “Доброе утро!” – и машем рукой. Постепенно малыш начнет участвовать.
  • Хвалите за любое приближение к повторению
    Даже если это просто взгляд или движение – это уже значимый шаг.

3

РЕБЁНОК НЕ СЛЫШИТ, КОГДА ВЫ К НЕМУ ОБРАЩАЕТЕСЬ

Умение различать звуки – это не просто слух, а путь к речи.

Вот жалоба одного папы:
“Я зову её по имени – она не реагирует. Но на мультики или шорох пакета от конфет – сразу бежит! Проверяли слух – все в норме. Но на речь – как будто глухая”
Встречались с таким поведением?

Так что же происходит на самом деле?

Ребенок слышит, но не различает и не выделяет именно звуки речи.

Он слышит всё сразу: холодильник, птичек за окном, машинку и голос мамы – как единый шум, какофонию.

А это значит – речь для него не выделена как значимая.

Он не понимает, что звуки речи важны, информативны.

Что говорит наука?
В науке это называется фонематический слух – способность замечать, различать, узнавать речевые звуки среди других.

Именно он позволяет:
  • отличать “ма-ма” от “би-би”
  • понимать, что речь – это последовательность звуков
  • начать повторять эти звуки

Без развитого фонематического слуха невозможно запомнить слово, воспроизвести его или понять обращенную речь.

Даже у слышащего ребенка может быть “функциональная глухота” к речи.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАЗЛИЧАТЬ ВАШ ГОЛОС, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Говорите медленно и четко, с паузами
    Так ребёнку будет проще ощутить, что это какой-то особенный звук, а не очередной шум.
  • Проигрывайте, пропевайте звуки
    Протяжно, весело, с интонацией, в игре: “А-а-а”, “Бу-бу-бу”. Нужно как можно сильнее отделить ваш голос от общего фона.
  • Играйте в “откуда звук?”
    Шуршите, звените, хлопайте: пусть ребенок ищет глазами – откуда? Чей звук?
  • Повторяйте звуки, которые ребёнок произносит
    Это показывает ему: твой звук – важный! Ребенок начнёт прислушиваться к себе и к вам.
  • Слушайте вместе звуки окружающего мира
    Птицы, машины, собака, звон ложки. Называйте их, показывайте, повторяйте.

Без развитого фонематического слуха речь не запоминается, не рождается, не развивается.


В моей программе есть десятки упражнений на развитие этого и других навыков.


О том, как устроена программа, я расскажу после 6-го навыка.


Читайте дальше

👇👇👇


4

РЕБЁНОК ВСЕ ДЕЛАЕТ ПО-СВОЕМУ, ИГНОРИРУЕТ ВАС

Это история не про плохой характер.

Это про то, что взрослые не понимают, как взаимодействовать с малышом.

Часто я слышу от родителей:
"Я прошу – он убегает. Зову – не откликается. Играю – хватает игрушку и делает по-своему. Вроде бы я рядом, а он сам по себе”
Что происходит в этой ситуации?

Ребенок
  • не принимает взрослого как “ведущего”,
  • не настраивается на общение,
  • не учится следовать за вами.

Но эти навыки – одни из самых важных для запуска речи и развития мышления.

Ребенок не может развиваться сам по себе, без взрослого, который направляет, показывает, называет, регулирует.

Что говорит наука?
В науке есть понятие “зона ближайшего развития” – пространство, где взрослый чуть-чуть опережает ребёнка, ведёт его, помогает, пока тот не сможет сам.

Речь - это социальный навык.

Она не рождается изнутри.

Она появляется, когда ребёнок учится ориентироваться на другого человека: ждать, смотреть, повторять, идти за ним.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРИНИМАТЬ ВАШУ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Будьте понятны и предсказуемы
    Не хаос, а спокойная последовательность: “Сначала – помыли руки. Потом – за стол”
  • Создавайте ситуации, где вы – помощник и ориентир
    Начинаем с занятий, в которых малыш заинтересован. Проговариваем правила и своим примером показываем, что делать.
  • Говорите четко, коротко и с паузой
    Чтобы ребенок успевал понять, что именно вы от него хотите.
  • Называйте свои действия и сопровождайте их жестами
    Малышу проще ориентироваться, когда он видит и слышит одновременно: ”Я беру кубик. Смотри!”
  • Радуйтесь, когда он следует за вами
    Даже если он просто повернулся в вашу сторону – это уже сигнал: “Я с тобой”.

5

РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ПАЛЬЦЕМ

Указательный жест важнее, чем кажется – и без него речь не появляется.

На самом деле это первая форма осознанного общения.

Если ребёнок не может этого, он не сможет выражать желания более сложным способом – словами.

Вот типичная история со слов одной мамы:
“Она знает, чего хочет – подводит меня к шкафу, кладет мою руку на ручку дверцы. Или капризничает, если не понимаю. Но не показывает пальчиком, чтобы попросить. Ждёт, что я всё пойму сама”
Что здесь происходит?

Если ребенок не использует указательный жест, не показывает пальцем "вот это!", не делится впечатлением – это критический сигнал для речевого развития.

Пока он не научится показывать, он не станет говорить.

Что говорят учёные?
Ученые давно определили указательный жест как ключевой предвестник речи.

В норме он появляется в 9-12 месяцев и означает, что ребенок
  • осознает свои желания
  • обращается к другому
  • участвует в совместном внимании: “мы оба смотрим на одно и то же”.

Без совместного внимания не развивается и понимание речи.

Если ребенок не показывает пальцем, ему трудно понять, зачем нужны слова – ведь он пока не умеет просить и объяснять.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПОКАЗЫВАТЬ ПАЛЬЦЕМ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Показывайте сами, преувеличенно и с радостью
    Так вы подаёте ребёнку пример. Важно делать это на уровне глаз ребёнка и следить за его взглядом. Он должен видеть ваш жест и то, на что вы показываете.
  • Провоцируйте на просьбу
    Кладите желаемое чуть выше или дальше. Ждите, не торопитесь – пусть попробует указать или хотя бы посмотреть на предмет, а потом на вас.
  • Играйте в “где это?”
    Показывайте игрушки или картинки и спрашивайте: ”Где мячик? Где машинка?”. Чтобы вызвать желание указать пальцем на объект.
  • Превратите показ в ритуал
    Одеваемся и спрашиваем: ”Где ботинки?”. Ребёнок в этой ситуации хочет гулять и скорее начнет участвовать. В такие моменты часто случаются прозрения.

Отсутствие указательного жеста у малыша – не мелочь и не “перерастёт“.


Этот жест – одна из основ общения: “Я хочу, я делюсь, я обращаюсь к тебе”.


Без него ребенок остается в своем мире – и до него очень трудно достучаться.


В моей программе упражнения сопровождаются настолько подробными инструкциями, что повторить смогут и папа, и бабушка, и дедушка.


Даже если они раньше не занимались с малышом.


Читайте дальше

👇👇👇


6

РЕБЁНОК НЕ ТЯНЕТСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ

Для развития речи в раннем возрасте желание общаться критически важно.

Вот цитата одной из мам:
“Он не ищет моего взгляда. Не зовет меня. Может часами играть с машинкой или смотреть мультик – и мне кажется, ему лучше без меня…”
Что здесь происходит?

Ребенку не интересны реакции близкого взрослого, совместные игры – и он не получает мотивации для речи.

Потому что речь – это не просто функция, это инструмент связи.

Она появляется только там, где хочется быть с другим.

Что говорит наука?
Психологи называют это социальной мотивацией к общению.

Когда малыш смотрит в глаза, улыбается, тянется к маме, слушает её голос, в мозгу вырабатываются дофамин и окситоцин – гормоны радости, привязанности и желания повторять это снова.

Если ребенок не получает положительного опыта в общении, он не понимает, зачем вообще говорить.

Речь не появляется из-за “нормы по возрасту”.

Она появляется, когда мне хочется быть с тобой, и я хочу, чтобы ты меня понял.
ЧТОБЫ РЕБЁНОК ТЯНУЛСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО
  • Настраивайтесь на интерес ребенка
    Играйте в то, что он любит.
  • В игре покажите, что вы на одном уровне
    Не требующий взрослый, а интересный и веселый друг.
  • Ребенок должен чувствовать себя безопасно с вами
    Уберите раздражение, если можете. Ваш настрой – это его настрой.
  • Играйте в смешные игры
    Прятки, качание на коленях, “летим как самолетик” – всё, где есть смех, контакт, повторение.
  • Станьте “живой игрушкой”
    Меняйте голос, выражение лица, удивляйтесь. Это вовлекает даже тех, кто обычно “в себе”.
  • Делитесь эмоциями
    Радуйтесь вместе, огорчайтесь, удивляйтесь – это создает общий мир. Когда вы вместе проживаете чувства – появляется первый мостик к речи. Теплый эмоциональный контакт – это не дополнение, а основа всех речевых программ.

Итак, работа с базовыми навыками – это и есть методика по запуску речи.


Вы можете воспользоваться этими советами и начать заниматься самостоятельно.


Но если вы устали собирать воедино разрозненную информацию и хотите заниматься по готовому и чёткому плану, у меня есть для вас полноценная программа.


Как и обещала, дальше вы найдёте бесплатное упражнение – сможете повторить его и поймёте, как программа работает.


Нажимайте на кнопку ниже и забирайте в Телеграм-боте бесплатное упражнение на развитие взгляда в глаза

👇👇👇

Made on
Tilda